Отправить на принтер

Как бороться с мошенничеством в строительстве

Совокупная сумма взяток во всем мире в секторе строительства может дойти до 1,5 триллиона долларов США к 2025 году.

В конце 2013 года Grant Thornton провел собственное исследование на тему «борьба с мошенничеством в строительстве», в котором приняли участие представители Канады, США, Великобритании, Индии и Австралии.

Данное исследование анализирует уровень и масштабы мошенничества в строительстве, описывает виды мошенничества и взяток, ближайшие прогнозы и тренды, дает ответы на вопросы «Как защитить свой бизнес и снизить риски мошенничества?», «На что девелоперской компании необходимо обратить внимание?».

Анализируя глобальную сферу строительства, можно апеллировать данными ACFE (Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений): 3,4% мошенничества в мировом бизнесе происходит именно в строительстве, что в среднем составляет 300 тысяч долларов США на одну компанию.

Исследователи оценивают глобальный строительный бизнес совокупной суммой в 8,6 триллионов долларов США с тенденцией к увеличению до 15 триллионов долларов США к 2025 году. Это означает, что совокупная сумма взяток во всем мире в секторе строительства может дойти до 860 миллиардов долларов США, и до 1,5 триллиона долларов США к 2025 году.

Клэр Хартнелл, глобальный лидер департамента недвижимости и строительства Грант Торнтон, указывает на то, что «многие компании должны проснуться и понять, что затраты на взятки и коррупцию стоят компании репутации и будущей прибыли. И это реальная угроза развитию бизнеса в целом». Для борьбы с мошенничеством компании должны знать самые распространенные виды мошенничеств, происходящих в строительстве, а именно:

  • Мошенничество при составлении счетов-фактур (завышение стоимостей на материалы, оборудование, оплаты труда и т.д.)
  • Тайный сговор подрядчиков или поставщиков в тендере или в контракте (сговор о ценах)
  • Взяточничество и коррупция
  • Фиктивные подрядчики (случаи с фальсифицированными платежами, которые покрывают личные расходы, или являются перечислениями в несуществующие компании и т.д.)
  • Манипуляции с заказами (осуществление единовременных выплат в соответствии со временем и материалами, обозначенными в первоначальном бюджете, затем выставление счетов на основании изменений в заказе)
  • Кража или подмена материалов (использование материалов с объекта строительства в собственных нуждах или использование материалов худшего качества)
  • Фальсификация данных (несуществующие рабочие, фальсификация страховых лицензий, тестовых результатов и т.д.)
  • Отмывание денег/уклонение от налогов.

Например, в Канаде самый высокий процент мошенничеств в строительстве приходится на сговор при проведении тендера и на уход от налогов с целью извлечения большей прибыли. Тем временем, в США наибольшее количество мошенничеств связано с составлением счетов-фактур и сговором подрядчиков. Джефри Робинсон, эксперт по кражам из США оценивает, что 5% доли от стоимости всех строительных проектов в Нью-Йорке забирают себе 5 самых влиятельных семей нью-йоркской мафии.

Специалист по исследованию мошенничеств, Стерл Гринхальгх, из Grant Thornton Великобритания отмечает, что «подрядчики встречаются в так называемых “breakfast clubs” и решают, кто из них выиграет очередной контракт. Этот процесс можно назвать нормализацией нелегальной деятельности». Согласно мировым исследованиям, посвященным оценке представителями бизнеса уровня коррупции, в России более 30% компаний подтверждали факт наличия коррупции. При рассмотрении отдельных секторов наиболее коррумпированными оказались строительство, госзаказ и коммунальные услуги. По словам Андрея Писарева, партнера, главы департамента оценки недвижимости Grant Thornton в России, «в секторе строительства застройщики закладывают на взятки чиновникам от 15% до 50% стоимости инвестиционного проекта. Застройщикам приходится дополнительно платить местным органам власти, например, за предоставление земельного участка, акт разрешенного использования земли, электросетевым и теплосетевым компаниям, в том числе правоохранительным и надзорным органам. Все это влечет за собой увеличение стоимости строительства на данный показатель и увеличение сроков строительства. Как показывает практика Grant Thornton в России, некоторые компании идут на завышение сметной стоимости строительства, то есть завышение таких показателей как: нормативные расценки, дублирование коэффициентов, строительных объемов, стоимости материалов и оборудования и т.д. Коррупция в бизнесе имеет свою выгоду для каждой стороны. Однако бизнес заинтересован в стабильных правилах игры, которые снижали бы риск разорения и банкротства».

Чтобы минимизировать риски мошенничества, строительным и девелоперским компаниям Grant Thornton предлагает рассмотреть пятиступенчатую программу, которая включает в себя:

  • Разработку стратегии по обнаружению рисков и предотвращению коррупционных действий и мошенничества как внутри компании, так и внешних клиентов и подрядчиков.
  • Проведение профессиональной оценки рисков.
  • Разработку политики корпоративного информирования о фактах коррупции и мошенничества и готовность привлечь виновных к ответственности.
  • Поддержку и поощрение открытых коммуникаций между звеньями компании, особенно на участке «специалист - менеджер среднего звена – высшее руководство».
  • Анализ эффективности всех введенных процедур, а также доступ к государственной поддержке.

Если компании не предпримут никаких действий, то таким образом, они увеличат свои риски стать жертвой махинаций и несанкционированных действий – ситуаций, которые увеличат расходы, сократят маржу и затормозят темпы роста бизнеса компании. В то время как преступники ищут очередную жертву, строительные и девелоперские компании должны убедиться, что они не являются «слабым звеном».